6 США и борьба с международным терроризмом.
Борьба США с международным терроризмом в 1990-е гг. Основные направления и принципы политики США в отношении международного терроризма и стран «спонсоров» терроризма. Изменение стратегии и тактики борьбы с международным терроризмом США после терактов 11 сентября 2001 г. Дипломатические, финансово-экономические, военные методы борьбы с международным терроризмом. Антитеррористическая международная операция «Справедливое возмездие». Международный терроризм и война США в Ираке.
1) Эру международного терроризма открыло политическое убийство израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году. По прошествии 20 дней, президент Ричард Никсон учредил правительственный комитет по борьбе с терроризмом, возглавляемый госсекретарём. В рамках комитета была создана специальная рабочая группа, деятельность которой была направлена на решение таких вопросов, как безопасность на борту воздушных судов и реформа визового режима. В сфере борьбы с терроризмом усилилось сотрудничество на международном уровне. В 1973 году был похищен и убит посол Соединённых Штатов в Судане, после чего в США пришли к решению о необходимости принять новую политику по борьбе с терроризмом, в которой не будет места переговорам с террористами и уступкам.
Во время президентства Рейгана антитеррористическая деятельность впервые стала приоритетным направлением политики США. Считалось, что для того, чтобы побороть угрозу терроризма, США должны использовать всю свою дипломатическую, экономическую, правовую, военную и информационную мощь. Для достижения эффективности Белый Дом учредил различные органы, например, межведомственный комитет, члены которого обменивались информацией и развивали новые подходы к решению проблемы. Администрация Буша-старшего сохранила эту структуру.
В 1995 году, во время президентства Клинтона, координация антитеррористических действий вновь перешла в руки Совета Национальной Безопасности. Была создана специальная группа по обеспечению безопасности от угрозы террористических актов. В рамках Совета Национальной Безопасности за контртеррористическую деятельность отвечало ведомство, в ведении которого находились и другие насущные проблемы. Позднее ведомство было поделено, в результате чего сформировался новый орган, ответственный за контртеррористическую деятельность, защиту инфраструктуры и борьбу с наркоторговлей.
Президент Буш, придя к власти, провёл реорганизацию «Группы обеспечения безопасности от террористических угроз» в комитет по антитеррористической деятельности в Совете Национальной Безопасности. Борьба с терроризмом была вознесена на новый уровень, что подтверждает принятие ранее не существовавшего документа «Доктрины национальной безопасности».
2) США и их союзники постоянно призывали к усилению санкций в отношении тех государств, которые поддерживают международный терроризм, терпимо относятся к нему и вовлечены в его деятельность.
Их основной довод - государственная поддержка террористических групп расширяет их возможности и затрудняет усилия по применению законов о борьбе с терроризмом.
В октябре 1995 года президент Клинтон подписал директиву, в которой впервые было сказано, что Соединенные Штаты рассматривают деятельность международных криминальных организаций как прямую и непосредственную угрозу своей национальной безопасности.
Государства-спонсоры терроризма— обозначение, которое применяется госдепом США к странам, обозначенным Государственным секретарём США как неоднократно оказывающие поддержку актам международного терроризма. Включение в список налагает жёсткие санкции: Запрет на поставки оружия (экспорт и продажу); Контроль за экспортом товаров двойного назначения; Запреты на экономическую помощь; Наложение различных финансовых и других ограничений.
Составление списка началось 29 декабря 1979 с Ливии, Ирака, Южного Йемена и Сирии. В него также входят: Куба, Иран, Судан, Сирия, КНДР. Страны, которые были исключены из списка: Ирак, Ливия, Северная Корея, Южный Йемен.
3) Реформы после терактов 11 сентября
Война против терроризма, именуемая также глобальной войной против терроризма— геополитическая концепция, разработанная республиканской администрацией Джорджа Буша младшего сразу после событий 11 сентября 2001 года с целью борьбы против международного терроризма. Теракты 11 сентября открыли новый этап развития стратегии национальной безопасности, в которой главной задачей США является борьба с терроризмом и оружием массового поражения. Эти задачи США и пути их решения описаны в «доктрине Буша» — «Стратегии Национальной безопасности США» 2002 и 2006 годов.
Сразу после 11 сентября, в конце октября 2001 года конгресс с подачи Белого Дома принял временные поправки к законодательству, получившие название "Патриотический акт". Этот документ призван помочь правоохранительным органам эффективно предупреждать теракты. Акт увеличил полномочия ФБР и других спецслужб, которые получили право прослушивать телефонные переговоры, следить за электронной перепиской, требовать у библиотек и книжных магазинов данные о заказанных или купленных посетителями книгах. Вдобавок была введена ответственность за укрывательство террористов.
Главная цель США — защита американского народа, борьба с терроризмом, продвижение развития демократии во всём мире, для чего США избрали превентивный метод. Основываясь на принципе самообороны, США готовы наносить удары по противнику даже в том случае, если время и место его наступления точно неизвестны. Высшей ценностью для США являются демократические принципы. Только те государства, для которых права человека, в том числе экономические и политические, являются ведущим началом, могут обеспечить своему населению достойное существование и успешное развитие.
Первоочередная задача руководства Соединённых Штатов — защитить население от врагов. Противнику не обязательно иметь большую армию и экономическую мощь, нарушить безопасность могут и группы отдельных лиц, террористы. Для эффективной борьбы с угрозой терроризма необходимо объединение общих усилий всего международного сообщества. Соединённые Штаты должны использовать всю свою мощь, чтобы возглавить эту борьбу и помочь тем, кто не имеет собственных сил для противостояния. Противниками являются не только террористические группы, но и государства, которые поддерживают их, предоставляя убежище, оказывая финансовую поддержку и иным образом способствуя развитию террористической сети. Большую опасность представляет яростное стремление террористов завладеть оружием массового поражения. Важное направление политики — не идти террористам на уступки и не договариваться с ними, не проводить различия между террористами и теми, кто их поддерживает. США должны подрывать деятельность террористических организаций и ликвидировать их лидеров, контрольно-командные пункты и центры связи, уничтожать каналы материального и финансового снабжения террористов и применять санкции к лицам и государствам, оказывающим финансовую поддержку террористам. Особые усилия необходимо предпринять по отношению к тем организациям, которые ведут деятельность на глобальном уровне и и стремятся получить и использовать оружие массового поражения. Угрозу следует предотвратить ещё до того, как она достигнет территории США. США будут продвигать идею о незаконности терроризма, предотвращать распространение терроризма дипломатическим путём.
Государства со слабой внутренней властью, такие как Афганистан, также представляют серьёзную угрозу безопасности, поскольку в пределах их границ создаются благоприятные условия для развития террористического движения. Получив пристанище, терроризм открывает для себя возможности для более качественной подготовки своих «воинов» к борьбе с цивилизованным миром. На примере Афганистана можно оценить результаты того, как США борются с режимами, поддерживающими терроризм, однако Афганистан является далеко не единственным местом укрытия террористов. Таковыми являются Северная и Южная Америка, Европа, Африка, Ближний Восток и Азия.
Побороть терроризм и обеспечить безопасность невозможно усилиями лишь одного государства, для этого необходимо международное сотрудничество в рамках Организации Объединённых Наций, Всемирной Торговой Организации, Организации Американских Государств, стран Северо-Атлантического Альянса и других. Внутри государства США намерены реформировать систему внутренней безопасности так, чтоб она охватывала правительственные структуры всех уровней и способствовала взаимодействию государственного и частного секторов.
Новый вариант Стратегии Национальной Безопасности, принятый в 2006 году, во многом повторяет Стратегию 2002 года. Она базируется на двух принципах: защита свободы, правосудия и человеческого достоинства и роль США в качестве лидера в борьбе с глобальными угрозами. США избрали активный путь борьбы с угрозой. Главным врагом США объявлен Иран, который обвиняется в распространении ядерного оружия и предоставлении убежища террористам. Угрозу распространения ядерного оружия представляет и Северная Корея. Для борьбы с ней Стратегия предлагает ввести контроль над производством составляющих для оружия массового поражения.
4) В конце сентября президент США Дж. Буш подписал указ "О финансировании террористов", излагающий стратегия, согласно которой терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан. Провозглашен призыв ко всем государствам - объединиться, предотвращая и пресекая на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов. Мировому сообществу предложено "еще раз подкрепить свою политическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму, где бы то ни было", а также "лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, "выкурить" из укрытий и посадить на скамью подсудимых".
Разрушение механизмов финансирования террористов, выявление их экономических источников и операций признано важной сферой деятельности союзнических спецслужб. При этом предполагается ведение скоординированными усилиями правоохранительных органов и спецслужб США и их союзников активного поиска финансовых активов, накопленных международными криминальными структурами в результате их противоправной деятельности и конфискация этих активов. Основными исполнителями на первом этапе должны выступать спецслужбы США
Одной из стратегических новинок, отражающей характер организации и ведения боевых действий против террористов в современный период является озвученная министром обороны США Д. Рамсфелдом концепция "сетевой войны". Она предусматривает широкое использование современных информационных технологий, включающих различного рода датчики и приемо-передающие устройства.
Таким образом, в случае реализации доктрины "сетевой войны", учитывая характер и движущие силы грядущих конфликтов, основными средствами их разрешения станут информационные ресурсы, а не боевое оружие.
5) Операция «Несокрушимая свобода» (справедливое возмездие)— официальное название всех военных мероприятий США в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года. Первоначально носила название «Безграничное правосудие», которое было изменено в связи с тем, что потенциально являлось оскорбительным для мусульман (определение «безграничное правосудие» может относиться только к Аллаху).
В целом операция разделяется на пять субопераций:
Операция «Несокрушимая свобода» — Афганистан, Филиппины, Африканский рог, Западная Сахара, Панкисское ущелье
Название «Несокрушимая свобода» обычно используется в отношении военной операции в Афганистане. Прочие операции относятся к OEF скорее формально, но все они сконцентрированы на антитеррористической деятельности.
6) В 2002—2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего с Аль-Каидой.
Война в Ираке стала проверкой стратегии, выработанной Соединенными Штатами после событий 11сентября 2001г.
Иракская война (с 20 марта 2003 по настоящее время) — военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна.
Формальным поводом к войне послужила информация ЦРУ о наличии в Ираке запасов оружия массового поражения, впоследствии не нашедшая подтверждения. Кроме того, российская разведка установила, что в период между 11 сентября 2001 года и началом Иракской войны государственные органы Ирака готовили теракты, направленные против США; эта информация передавалась американским коллегам. Однако некоторые аналитики считают, что целью военной операции было установление контроля США над нефтяными месторождениями Ирака.
{info}{content}